www.agioskanon.ru

Канон - Свод законов православной церкви

КАНОНЫ

Апостольские правила

Вселенские соборы

Поместные соборы

Правила святых отцов

СБОРНИКИ ПРАВИЛ

Матфей Властарь: Синтагма

Α - Ω
Α Β Γ Δ Ε Ζ Η Θ Ι Κ
Λ Μ Ν Ξ Ο Π Ρ Σ Τ Υ
Φ Χ Ψ Ω

Учение Господа: Дидахи

Каноны Святых Апостолов

Климент папа римский -
Постановления Апостольские
Номоканон изд. 1639г.

ИСТОРИЯ

Евагрий Схоластик -
История Церкви
Евсевий Памфил -
Церковная история
А. Карташев -
Вселенские соборы

СКАЧАТЬ

О брачном праве
Деяния вселенских соборов
Кормчая книга (Номоканон)

Разместите наш банер КАНОН - Свод законов православной церкви

версия для печати

Собрание по алфавитному порядку всех предметов, содержащихся в священных и божественных канонах, составленное и обработанное смиреннейшим иеромонахом Матфеем, или Алфавитная Синтагма Матфея Властаря

Перевод с греческого священника Николая Ильинского.

Ν


Глава 1-я - о построении и освящении храмов
Глава 2-я - о том, что внутри оград храма не должно ни бывать пиршествам, ни быть корчемницам, ни предлагать что-либо на продажу, ни вводить без нужды животное, ни оставаться кому-либо с женою
Глава 3-я - о младенцах покидаемых или сомнительных, крещены ли они
Глава 4-я - о посте
Глава 5-я - о том, что не должно поститься в субботы и в воскресные дни
Глава 6-я - о том, что постящиеся должны воздерживаться от пищи не по гнушению яствами
Глава 7-я - о законе
Глава 8-я - о владении


Ν

Глава 1-я. - о построении и освящении храмов

Ищи 12-ю главу буквы Ε.

Глава 2-я. - о том, что внутри оград храма не должно ни бывать пиршествам, ни быть корчемницам, ни предлагать что-либо на продажу, ни вводить без нужды животное, ни оставаться кому-либо с женою

Ищи 15-ю главу буквы Ε.

Глава 3-я. - о младенцах покидаемых или сомнительных, крещены ли они

Ищи 29-ю главу буквы Γ и 2-ю гл. буквы Β.

Глава 4-я. - о посте

69-е правило святых апостолов определяет, чтобы верные сорокадневный период времени пред святою Пасхою пребывали, без всякого послабления в усердии, в посте и воздержании, приводя на память те дни, в которые Господь, постом укрепившись по человечеству, победил нашего врага; а также и всякую среду и пяток каждой из прочих седмиц года наравне с днями четыредесятницы (повелевает правило) проводить в посте и сухоядении; а не соблюдающих поста во все сии дни (правило) подвергает: клириков - извержению, а мирян - отлучению, кроме тех, говорит, которым препятствует телесная слабость соблюдать пост: ибо пост придуман для укрощения прихотливой плоти; а когда она удручена болезнью, нет большой необходимости укрощать ее постом. Посему безрассудно было бы не удостоивать снисхождения немощных и допускающих употребление рыбной пищи; употребление же вообще мяса ничем не различается от нечестия, хотя бы кто, находясь при последнем издыхании, думал подкрепить себя употреблением его; а по субботам и воскресным дням четыредесятницы позволяется употреблять пищу в достаточном количестве, по 66-му (64-му) Апостольскому правилу, которое ищи в 37-й главе буквы Κ. Собственно узаконен один сорокадневный пост - пред святой Пасхой: ибо если бы были и другие посты, то упомянуло бы правило и о них. Впрочем, думаю, [Согласно с Вальсамоном.] что никто из благомыслящих не будет обвинять постящихся и в другие посты, т.е. в пост святых Апостолов, Успения Святыя Богородицы и Рождества Христова. Ищи еще в 37-й главе буквы K 15-е правило святого Петра Александрийского.

А десятое (пр.) Тимофея Александрийского - истощенному болезнию употреблять вино и елей в постные дни пред Пасхою считает делом правым, и (позволяет) держаться узаконенного сухоядения не по примеру других, а "сколько возможет понести", - или разрешать на каждый день, или через день, по рассуждению того, кому он предоставил устроение своих помыслов. [Добавление - из Вальсамона] Ищи еще 25-ю главу буквы Γ.

А 18-е (19-е) правило Гангрского собора говорит: "Аще кто из подвижников, без телесные нужды, возносится и разрешает посты, преданные к общему соблюдению и хранимые Церковию", пребывая при том в полном разуме: "да будет под клятвою". 41-е (50-е) правило Карфагенского собора повелевает, чтобы диаконы и священники, совершающие таинства алтаря, были (пред совершением) не ядшими, за исключением одного дня в году, в который совершается Господня Вечеря, т.е. Великого Четвертка: ибо священнодействие пищи духовной они, как кажется, совершали после телесной пищи; кроме того, когда скончается кто-либо в вечернее время, если совершающие погребение не будут неядшими, говорит (правило), то должны совершать погребение одними молитвами. А ныне это не делается, по той причине, что сие запрещают следующия два правила, а именно: 50-е правило собора Лаодикийского говорит: не должно в святую четыредесятницу на последней седмице разрешать пост в Четверток, употребляя т.е. более изысканные яства, [Объяснение - из Зонары.] и тем безчествовать целую четыредесятницу; но (должно) всю четыредесятницу проводить в посте и сухоядении, кроме, конечно, бывающих в ней суббот и воскресных дней. [См. пр. ап. 64-е. Толкование Вальсамона на пр. 50-е соб. Лаод.]

А 29-е правило VI Собора говорит буквально то же самое и прибавляет, что божественные отцы (т.е. Карфагенского собора) сделали такое распоряжение, может быть, по причинам полезным в тогдашнее время; а у нас нет необходимости отменять Апостольские и отеческие предания, - подразумевая сказанное 69-е Апостольское правило и настоящее правило собора Лаодикийского.

Глава 5-я. - о том, что не должно поститься в субботы и в воскресные дни

Ищи 37-ю главу буквы Κ.

Глава 6-я. - о том, что постящиеся должны воздерживаться от пищи не по гнушению яствами

Ищи 9-ю главу буквы Β и во 2-й главе буквы Ε 23-е правило Великого Василия.

Глава 7-я. - о законе

Закон есть общее повеление, - мудрых мужей установление, вольных и невольных грехов исправление или пресечение, общее уложение города; он есть также божественное изобретение. Благодеяние закона - в том, что он повелевает, [В подлиннике: "Чтобы родители кормили своих детей и дети - своих родителей".] запрещает, [- убийства, хищения, или другие какие-либо преступления (т.е. запрещает)] дозволяет [- заключение договоров и условий.] и наказывает.

Законы постановляются не по отношению к единичному случаю, но обще. Закон получил свое название от правды, ибо он есть "ars boni et aequi".

Законы должно постановлять вследствие многократных, а не редких и не единичных случаев: ибо законодатели не обращают внимания на то, что случается однажды или дважды. [В подлиннике: не обращают внимания на то, что случается однажды или дважды, и не считают нужным относительно сего постановлять закон. Proch. Harmenop.]

Прежде бывшие законы вводятся в законы последующие; а позднейшие постановления имеют большую силу чем прежние.

О чем нет писанного закона, относительно того давний обычай, испытанный в продолжении многих лет, имеет силу закона, заступая его место.

Ни закон, ни время, ни обычай не делают твердым того, что неправильно обсуждено и изображено.

Глава 8-я. - о владении

Законы

О том, что десятилетняя или двадцатилетняя давность не помогает тому, кто владеет незаконно, разве только тридцатилетняя давность и при том, если он владел непрерывно и не потерпел никакой неприятности в суде. Ищи еще в 9-й главе буквы Δ.

Для тех, которые не воспользовались владением в течении известного времени, теряется всякое право владения и пользования им, именно, для тех, которые находятся на месте владения, по прошествии десятилетия, а для отсутствующих - по прошествии двадцатилетия.

Имеющий право поить и кормить на твоем поле скот может приобретать право строить на нем шалаш.

Кто проводит воду через чужое поле с ведома хозяина поля, тот приобретает право сего пользования полем втечение узаконенного трехлетнего срока без препятствования ему со стороны хозяина поля.

Движимое имущество, находящееся в бесспорном владении в продолжение трехлетия, обращается в собственность (владельца).