www.agioskanon.ru

Канон - Свод законов православной церкви

КАНОНЫ

Апостольские правила

Вселенские соборы

Поместные соборы

Правила святых отцов

СБОРНИКИ ПРАВИЛ

Матфей Властарь: Синтагма

Α - Ω
Α Β Γ Δ Ε Ζ Η Θ Ι Κ
Λ Μ Ν Ξ Ο Π Ρ Σ Τ Υ
Φ Χ Ψ Ω

Учение Господа: Дидахи

Каноны Святых Апостолов

Климент папа римский -
Постановления Апостольские
Номоканон изд. 1639г.

ИСТОРИЯ

Евагрий Схоластик -
История Церкви
Евсевий Памфил -
Церковная история
А. Карташев -
Вселенские соборы

СКАЧАТЬ

О брачном праве
Деяния вселенских соборов
Кормчая книга (Номоканон)

Разместите наш банер КАНОН - Свод законов православной церкви

версия для печати

Собрание по алфавитному порядку всех предметов, содержащихся в священных и божественных канонах, составленное и обработанное смиреннейшим иеромонахом Матфеем, или Алфавитная Синтагма Матфея Властаря

Перевод с греческого священника Николая Ильинского.

Υ


Глава 1-я - об обидах
Глава 2-я - об идропарастатах - еретиках
Глава 3-я - о усыновлении
Глава 4-я - о служителях или иподиаконах
Глава 5-я - о дарении по случаю брака


Υ

Глава 1-я. - об обидах

Ищи 7-ю главу буквы Β.

55-е пр. святых Апостолов, а также и 56-е говорят: клирик, причинивший обиду своему епископу, должен быть извержен: князю бо людей твоих да не речеши зла (Деян. 23, 5); это - изречение вождя Моисея (Исх. 22, 28); а причинивший обиду (клирик) пресвитеру или диакону должен быть отлучен: ибо обида, причиненная большему лицу, заслуживает и большего наказания, а обида, причиненная меньшему лицу, заслуживает и наказания меньшего; ибо епископ занимает в теле Церкви место главы, а пресвитеры и диаконы - рук и других служебных членов.

А 57-е (Апостольское же правило) говорит: кто хромому, или слепому, или ногами болезненному посмеется, да будет отлучен, будет ли то клирик или мирянин. Ибо к таковым должно иметь сострадание и подавать им руку помощи, а не делать их предметом поругания и смеха.

Законы

Жестокая обида определяется или лицом, или делом, или местом: лицом - когда будет причинена начальнику или патрону [В подлиннике: "отцу".]; местом - когда причинена на зрелище, в виду всех; делом - когда будет нанесена и рана или будет ранено лицо. Таковые, если они знатные, или на время ссылаются, или подвергаются некоторым лишениям; а если свободные, но простые, - то наказываются палочными ударами, а если рабы, - то наказываются плетьми и отдаются господину.

Если кто во время совершения божественных таинств или других святых служб, вошедши в святую церковь, причинит что-либо обидное епископу, или клирикам, или иным низшим служителям церкви, - повелеваем подвергать такого тяжелому наказанию и посылать в заточение; а если произведет замешательство в совершении и самых божественных таинств и службе, или воспрепятствует совершать их, в таком случае подвергать смертной казни; то же самое должно быть соблюдаемо и при общественных молитвах, при которых бывают епископы или клирики, чтобы, если кто-либо причинит только обиду, был подвергаем наказанию и ссылке, а если прервет молитву, был подвергаем смертной казни.

Глава 2-я. - об идропарастатах - еретиках

Ищи во 2-й главе буквы Α и в 8-й гл. буквы Κ 32-е правило VI Собора.

Глава 3-я. - о усыновлении

Ищи в 8-й гл. буквы Β.

Усыновляющий должен быть по возрасту старше усыновляемого 18-ю годами: ибо усыновление подражает естеству.

Глава 4-я. - о служителях или иподиаконах

21-е правило Лаодикийского собора говорит: не должно иподиаконам в так называемом диаконике касаться священных сосудов для совершения посредством их священнодействия над приносимым в жертву, т.е. хлебом и вином (здесь содержащим обозначается содержимое): ибо не позволяется им проходить диаконское служение. Прикасаться же к порожним священным сосудам, приготовлять их к священнодействию и прибирать после сего и полагать в честном месте иподиаконам приличествует более всего: ибо в этом собственно и состоит их служение.

А 25-е (пр. того же собора) не позволяет служителю, т.е. иподиакону, ни давать хлеб, ни благословлять чашу.

А 43-е правило (того же собора) повелевает иподиаконам не молиться за народ во время божественной Литургии, ни прикасаться к божественным Тайнам, ибо это дело одних только священников; но стоять у дверей святых церквей и не оставлять их и на малое время, дабы вводить и выводить оглашенных, находящихся в покаянии, и прочих. Это есть один из чинов церкви, т.е. чин служителей и так называемых ферапевтов и иподиаконов; он настолько выше мирского исполнения, настолько ниже чина священнослужителей.

Ищи еще в 9-й главе буквы A 15-е правило Сардикийскаго собора; в 9-й главе буквы Ε 22-е и 23-е правила Лаодикийскаго собора. Ищи также 30-ю гл. буквы Ε.

Глава 5-я. - о дарении по случаю брака

Новелла Льва Мудраго говорит: приданое должно иметь большее значение, чем дар, сделанный по случаю брака. Впрочем, в случае смерти мужа бездетного, если не было (особого) условия, жена получает и приданое и дар, сделанный по случаю брака, и больше ничего. А если смерть похитит жену, в таком случае наследники ее должны получить приданое, а муж не должен быть лишаем своего брачного дара.